домой 19 ноября 18:55

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

Точка зрения

Неполноценная конкуренция

Текущая ситуация в железнодорожном секторе оценивается потребителями довольно позитивно, несмотря на высокий уровень износа оборудования и проблемы с нехваткой вагонов. По крайней мере об этом свидетельствуют итоги опроса членов РСПП за 2011 год. Согласно ему 70% компаний оценивают качество железнодорожной инфраструктуры в интервале от "удовлетворительное" до "очень хорошее". Более трети компаний полагает, что качество железнодорожной инфраструктуры за последние 5 лет улучшилось. По этому показателю железнодорожный транспорт опережает и водоснабжение, и аэропорты, и газоснабжение, не говоря об электросетях. Таких высоких оценок своей работы железнодорожный сектор добился в условиях реформирования самих принципов его функционирования. Самый важный итог реформы - появление на рынке сильных частных игроков.

Приватизация - нужный, но непростой процесс. Особенно если сектор критически важен для обеспечения безопасности государства.

Не все в реформе идет гладко, но не ошибается только тот, кто ничего не делает. Для того чтобы все было так же хорошо, как сейчас, и даже еще лучше, нужны инвестиции. Важный шаг сделан - в отрасли появились частные инвесторы.

Правда, когда мы спрашивали компании, что сдерживает развитие железных дорог в их регионе, голоса разделились практически пополам - недостаточный объем бюджетного финансирования и недостаток собственных средств инфраструктурных компаний.

Сектор пока не воспринимается как открытый для частных инвестиций, что неправильно. Ему нужны "длинные", дешевые и частные деньги, хотя необходима и государственная поддержка опережающего развития инфраструктуры. Тем более что это соответствует позиции значительного количества компаний-грузовладельцев. По их прогнозам и заявкам, ожидается значительный рост перевозки грузов. Без увеличения инвестиций возможность ответить на увеличивающийся спрос вызывает сомнения.

Помимо инфраструктурных облигаций можно подумать о сетевом контракте, при подготовке которого необходимо максимально учесть потребности экономики в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в районах примыкания строящихся подъездных путей предприятий к существующей сети, предусмотреть стимулы для расширения участия бизнеса в реализации данных проектов на условиях возврата частных инвестиций. Да и о стандартном субсидировании забывать не стоит.

Не менее важной является проблема совершенствования системы управления перевозочным процессом. Ситуация, сложившаяся на рынке грузовых перевозок в этом году, не должна повториться. Порожний пробег вагонов и их нехватка стали внешними проявлениями системной проблемы - растущих рисков потери управляемости.

При формировании новой системы управления необходимо помнить, что структура собственности на подвижной состав изменилась, а вроде бы небольшие ограничения для частных компаний могут привести к снижению или даже прекращению притока частных инвестиций в сектор.

Требуется учитывать интересы всех участников рынка, включая грузоотправителей, владельцев инфраструктуры/перевозчиков и собственников подвижного состава. Уже начата работа по формированию межрегиональных координационных советов в границах федеральных округов с привлечением бизнес-организаций, грузоотправителей, операторов и региональных властей. Если мы хотим, чтобы тарифы "не задирались", конкуренция на рынке должна быть полноценной. Без этого рискуем получить олигополистический рынок с постоянно растущими тарифами и медленно улучшающейся инфраструктурой. А для потребителей услуг частная олигополия ничем не лучше госмонополии - естественного монополиста хотя бы регулируют в части установления тарифов. Это требует ориентации на стимулирование конкуренции, а не последующие антимонопольные разбирательства с перевозчиками.

Если мы говорим о качестве и комфортности транспортных услуг, то в отношении пассажирских перевозок сразу встает вопрос скоростного сообщения. Без полноценной программы развития скоростного движения, которая включала бы строительство выделенных путей, мы будем отставать от наших соседей и на Востоке, и на Западе. Для такой масштабной программы нужны инвестиции, и как раз здесь можно активнее использовать механизмы ГЧП - скоростные дороги могут быть окупаемыми.

"Российская Бизнес-газета" - Государственно-частное партнерство №826 (44)

Точка зрения »

Стенограмма доклада на заседании Госсовета

Пумпянский Дмитрий АлександровичПумпянский Дмитрий АлександровичЧлен Бюро Правления РСПП, Председатель Совета директоров ОАО "Трубная металлургическая компания"

Тезисы выступления на конференции «От Таможенного союза к Единому экономическому пространству»

Пумпянский Дмитрий АлександровичПумпянский Дмитрий АлександровичЧлен Бюро Правления РСПП, Председатель Совета директоров ОАО "Трубная металлургическая компания"

Неполноценная конкуренция

Шохин   Александр НиколаевичШохин Александр НиколаевичПрезидент РСПП

Точки зрения

Rambler's Top100 Rambler's Top100